Содержимое для авторизованных пользователей
(343) 286-97-90 rmc.help@irc66.ru
Прямая речь: как работают сертификаты доп. образования в Богдановиче

Прямая речь: как работают сертификаты доп. образования в Богдановиче

Интервью с начальником Управления образования городского округа Богданович Кристиной Владимировной Горобец. Как вводилась в округе система персонифицированного финансирования. Какие программы вошли в Навигатор. Какой номинал у сертификата. Сколько кружков может посещать ребенок.

Кристина Владимировна, как у вас вводилась система персонифицированного финансирования?

Проходило это всё в три этапа. Первый этап был организационный, в рамках которого необходимо было изучить нормативные документы по данной теме, закрепить обязанности за сотрудниками. Понять, кто будет этим заниматься, каким образом мы будем выполнять задачи, которые перед нами стоят. Подготовить информационные материалы для родителей, для педагогов. Провести ряд совещаний с руководителями образовательных организаций, которые непосредственно явились участниками реализации данной системы. Необходимо было переговорить и с заместителями руководителей, потому что именно они начали работать с родителями, отрабатывать проблемные моменты. Нужно было создать Муниципальный опорный центр. Параллельно началась информационная кампания.

Второй этап был содержательный, когда нам предстояло определиться с суммами, которые будут рассчитаны, с номинальной стоимостью сертификата. Определиться с количеством детей,  которым будет выдан сертификат именно в 2019 году. Какие программы пойдут через сертификаты и каким образом сделать, чтобы они зарекомендовали себя и подтвердили участие в этой системе. И, конечно, создание этих программ.

Третий практический этап, когда мы стали больше общаться с педагогами и с родителями, выдавать сертификаты, подтверждать их, знакомить людей с системой, с Навигатором. 

 

Как вы выстраивали информационную кампанию?

Когда вводится система, ни для кого не понятная, самым важным является информационная кампания. Нужно начинать с нее, потому что мы должны объяснить всем, куда идти, зачем идти, каким образом сделать это. Нужно использовать максимально все ресурсы, которые есть на территории. Это и местное ТВ, и радио, и сайты образовательных организаций, которые посещают родители. У нас есть странички в Одноклассниках и Инстаграме. Понимая, что большое количество детей и родителей находится в социальных сетях, мы через соцсети в том числе проводили опросы, выставляли разную информацию, отрабатывали данную систему. Кроме того у нас было общегородское родительское собрание и общешкольные собрания. И, конечно же, никто не отменял индивидуальные консультации. Мы везде размещали номера телефонов на сайте образовательных организаций и в интервью, которые мы давали на радио. 

Информационная кампания у нас была организована волнами. Сначала мы информировали о том, что это за система, как она будет выглядеть, что за сертификат. Затем мы наглядно показывали, как зайти на сайт, каким образом нажать на кнопочку, загрузить заявление, как его потом оттуда взять. Что это за номер, который присвоен каждому ребенку, что с этим номером делать, куда пойти. Мы все эти вопросы тотально сопровождали на каждом этапе своей деятельности.

Детские сады также были подключены. Они были закреплены за образовательными организациями. Четко был сформулирован график, и на всех уровнях велась плотная ежедневная работа, которая позволила нам уравновесить момент некоторых недовольств со стороны родителей, педагогов и выйти на финишную прямую. Достичь определенных показателей, выполнить тот жесткий план-график, который был установлен Модельным центром. То есть информационная кампания это огромный залог успеха, и ее нужно четко планировать. Это должна быть дорожная карта, в которой зафиксированы все позиции, на каких стадиях мы что должны проинформировать.  

 

Расскажите об организации Муниципального опорного центра

У нас Муниципальный опорный центр создан на базе Центра детского творчества. Руководитель МОЦ это директор ЦДТ, т.е. это работа в параллель. Большая часть программ пошла через Центр детского творчества. Сотрудники вникли во все процедуры, они писали сами программы и т.д. Конечно, это были дополнительные штатные единицы, но работники те же. Сейчас мы будем думать, чтобы это были отдельно выделенные сотрудники, потому что работы достаточно много. Конечно, для того чтобы изначально создавать Муниципальный опорный центр, должны быть предусмотрены штатные единицы руководитель и 2-3 специалиста, которые непосредственно будут курировать организационную работу, проводить консультации, оказывать методическую помощь. Вопросов по написанию программ было очень много, поэтому эти задачи и решал МОЦ. Хочу сказать, что на территории городского округа Богданович Муниципальный опорный центр очень качественно справился с поставленными задачами. 

 

Какой номинал сертификата в Богдановиче?

Мы начали с сентября прошлого года, и номинал сертификата на 4 месяца (с сентября по декабрь) был 7120 р. В этом году на 12 месяцев сертификат составляет 28 990 р. Сумма на месяц чуть увеличена с учетом индексации прошлого года. В рамках сертификата ребенок может посещать 2-3 кружка. 

В прошлом году мы сделали оценку. Здесь работали экономисты Управления образования, которые рассчитали и содержание коммунальных услуг, и обслуживание, и т.д. По сложной методике рассчитали эту сумму, и мы поняли по практике прошлого года, что на данный момент достаточно этой суммы, чтобы родители в полном объеме могли заявиться на сертификат. У нас в основном это кружки в образовательных организациях, это Центр детского творчества и часть программ в Детской школе искусств.

 

Сколько сертификатов выдано? 

На сегодняшний день у нас выдано 4677 сертификатов, что составляет примерно 70% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Активировано у нас 3596 сертификатов. Мы понимаем, что остальные пока не активированы по разным причинам. Кто-то просто не дошел, кто-то пока не заинтересован либо в Навигаторе не выбрал кружок, который хочет, потому что звонки еще продолжаются. Я думаю, в этом году мы эти цифры доведём до максимальной отметки.

 

Какие учреждения перешли на сертификаты?

Мы в основном взяли городские школы и сельские школы, где большое количество детей. В основном у нас все дети перешли на сертификат учета, чтобы мы смогли посчитать, сколько у нас человек пользуются услугами дополнительного образования. Пока мы сделали уклон на программы, которые до этого пользовались успехом. Т.к. мы сами не понимали, что это за система, как она пойдет. Родители часто спрашивают: ребенок ходил в кружок бесплатно, почему сейчас нужен сертификат. Но этот кружок не был бесплатным для государства и сейчас цель оставить качественные программы, которые востребованы у детей. 

 

Негосударственные кружки вошли в систему?

Пока нет, будем с этим работать. У нас есть ещё учреждения культуры, учреждения спорта, учреждения молодежной политики. Мы отработали все организационно-содержательные вещи. Т.е. технически попробовали, как это будет. Сейчас мы будем вовлекать большее количество субъектов и культуры, и спорта, и молодежной политики. И, конечно же, будем рассказывать населению, что у любой некоммерческой организации есть возможность заявиться и предоставлять для детей услугу через Навигатор. 

 

Какие программы включены в Навигатор?

На данный момент у нас включаются краткосрочные программы общеразвивающей направленности, которые рассчитаны на 1 год обучения. Это программы Детской школы искусств, Дома детского творчества. Есть образовательные организации, которые очень качественно организовали эту работу. На их кружки хотят ходить ребята. Мы понимаем, что скорей всего со следующего учебного года дети из одной школы будут ходить в рамках дополнительного образования в другую школу. Мы воспринимаем это нормально, потому что на территории основной принцип все условия для каждого ребенка, независимо от места его жительства. У нас очень интересная сеть: только 7 школ находится в городе, 13 это сельские школы. Поэтому здесь уникальная возможность для сельских школьников попасть в городскую школу для посещения кружка, который им интересен.

 

Есть программы, которые не удалось включить в Навигатор?

К сожалению, пока программы предпрофессиональной подготовки, которые рассчитаны на 5-летний и 8-летний курс не могут быть включены в Навигатор. Мы сейчас будем решать, какие программы в ДШИ, не менее востребованные, мы можем предложить родителям по сертификату. 

Были ли невостребованные программы?

Было несколько таких программ художественной направленности. Мы поняли, что они “не пошли” и с нового календарного года они просто пока убраны. Т.е. сейчас школы думают, какие программы будут заменены. 

Мы также проводили опрос, и сейчас будем уклон делать уже на программы технической направленности. 

На летний период мы будем ставить перед образовательными организациями, перед организациями дополнительного образования четкие задачи по фильтрации этих программ с учетом потребности. Мы будем проводить в мае мониторинг, насколько интересна была программа, посмотрим, как будем организовывать либо анонимно, либо все-таки адресно. Так мы поймем, какие программы у нас все-таки останутся в Навигаторе, какие будут ещё предложены.

 

Есть мнение родителей: систему придумали, чтобы все сделать платным. Это так?

Однозначно нет. Это не для того, чтобы все сделать платно. Это для того чтобы отфильтровать, оставить в реестре, в Навигаторе, в принципе в рамках дополнительного образования те программы, которые нужны ребенку. Т.е. сделать их более качественно, более методически продуманно, исходя из того, что действительно хочет ребенок. Это система, которая позволит максимально грамотно организовать курсы, которые будут рассмотрены и родителями. Т.е. родитель сейчас, для того чтобы выбрать программу, может ознакомиться с содержательными вещами и оценить, нужна-не нужна. Но тут опять же от родителей должна быть обратная связь. И я безумно благодарна родителям городского округа Богданович, потому что, если б не их постоянные вопросы, пожелания, где-то немножко с негативом, мы бы не пришли к тому, что действительно получилось. 

 

Напутствие родителям, которые еще не включились в систему

В первую очередь, хотела бы сказать родителям, чтобы они набрались терпения. Потому что новое это всегда интересно и всегда вызывает массу вопросов. Для того чтобы эту работу начать, нужно понять, для чего она. И ещё нужно подождать. Если в этом году вы не выбрали программу, это не значит, что в следующем вы не сможете воспользоваться сертификатом. Вы его получаете единожды. Нужно набраться сил, для того чтобы пройти все инструктивные моменты, тут должна быть помощь муниципалитета. Вам объяснят, где зарегистрироваться, каким образом оформить заявление, куда прийти, чтобы подтвердить сертификат. 

 

Как педагоги адаптируются к системе?

Мы понимаем, что программа должна быть востребована ребенком, удовлетворять его потребности, она должна быть интересна, вкусна. Конечно, это больше методическая работа, для того чтобы ребятки захотели выбрать эту программу. 

Часть программ у нас осталась. Педагогам, которые поработали в свое время над программой и заинтересовали, смотивировали детей, было намного проще. Т.к. эта же самая программа была представлена в Навигаторе и ее продолжили выбирать ребята. Тут серьезных энергозатрат не произошло. 

Были программы новые. Мы понимаем, что по технической направленности есть больший спрос, и таких программ было больше разработано. Вот тут появились вопросы, здесь в помощь был и Муниципальный опорный центр, и Региональный модельный центр. Педагогов методический сопровождали, спрашивали, помогали. Сейчас по крайней мере от педагогического сообщества в принципе вопросов  не поступает. 

Мы общались с педагогами, они продолжают так же функционировать. Никто не был обижен, никто не остался без работы. Даже если программа не пошла, даже если на нее не заявился ни один ребенок, это не паника. это не катастрофа. Есть смысл задуматься над содержательными вопросами и переделать эту программу таким образом, чтобы она была востребована. Т.е. тут будет такая дополнительная работа, исходя из потребностей детей. 

 

Что бы вы улучшили в системе?

Возможно, какие-то технические вещи бы улучшила. Может быть, инструктивные материалы для родителей, делать немного более понятным языком. Т.к. от родителей были вопросы, они просто не понимали, как это сделать. Еще технический момент. У тех, кто получил сертификат учета (который не предусматривает оплату), высвечивалась сумма, и начала сводить всех с ума. Спрашивали, куда ее можно потратить. Мы объясняли, что это технический номинал, который может быть направлен на сертификат. 

 

Региональной модельный центр помогал вводить систему? 

Честно скажу, настолько тотальное сопровождение, настолько компетентные сотрудники, настолько приятно общаться. У нас была история, когда, прожив два месяца в этой системе, мы поняли, что ничего не поняли. Мой звонок в РМЦ приехали к специалисту, нам все подробно объяснили, разъяснили, помогли, направили, методически сопровождали. Конечно, здорово, что есть такой модельный центр, который регулирует все эти вопросы и направляет. При этом нужно жестко соблюдать план-график, иначе попадаешь в плохиши, начинаешь краснеть, это сигнал к действию, т.е. тут не дают скучать.

Куда идут не использованные в рамках сертификата средства?

Та сумма 7120 р., которая не была использована в финансовом году, это бюджетные средства, которые должны были быть направлены на сертификаты, соответственно, на оплату, в которую входит и содержание, и коммунальные услуги, и какие-то расходные материалы, оплата педагогам. Поэтому эта сумма никуда не пропадает, она направляется в те организации, которые существуют для того, чтобы эти сертификаты реализовывать. Т.е. на их потребности, на расходные материалы, возможно, на подготовку программы к следующему году. 

 

Что бы посоветовали себе год назад с высоты сегодняшнего опыта?

В первую очередь, соблюдать спокойствие и изначально видеть конечный результат. Ставить себе реальные целевые показатели для выполнения. Так, мы с коллегами должны были определить  количество детей, которым 100% нужно было попасть на программы в 2019 году. Важно было спланировать адекватную цифру, не завышать и не занижать показатель. Надо сказать, что мы ее выполнили на 100%. 

Конечно же, это четкое соблюдение плана-графика. Мы немножечко изначально  выбились, начали краснеть, было стыдно, но тем не менее, это все решаемо, отработали все схемы. И дальше мы поняли, что если мы не выполнили предыдущую задачу, следующая задача она ни физически, ни технически не выполнится.

Важно не забывать, что это дополнительная нагрузка на Муниципальный опорный центр, поэтому штатные единицы должны быть дополнительно предусмотрены. Работы достаточно много, работа объемная, и она должна сопровождаться ежедневно. Потому что изначально, когда мы запускали систему, наверно, не было ни дня, когда бы не приходил родитель, либо подтвердить сертификат, либо задать вопрос, либо какая-то техническая проблема возникла.

Мы понимаем, что сложности будут. Но нужно понимать, что вы еще не сделали для того, чтобы этих сложностей не было. Т.е. если есть вопрос, значит, где-то мы что-то недоработали, где-то что-то недоинформировали. И еще раз повторюсь, что информационная кампания одна из тех вещей, которая помогла нам прийти к определенным результатам. 

Вопросы еще остаются, мы над этим будем работать, эту тему никто не забрасывает. Наша задача в течение нескольких лет сделать ее абсолютно прозрачной, работающей, исходя из потребностей детей и удовлетворяя потребности родительской общественности.         

 

    


×
Прокрутка наверх