Содержимое для авторизованных пользователей
(343) 286-97-90 rmc.help@irc66.ru
Прямая речь: о введении сертификатов дополнительного образования в Верхней Пышме

Прямая речь: о введении сертификатов дополнительного образования в Верхней Пышме

Татьяна Владимировна Балюкова, начальник Управления образования городского округа Верхняя Пышма, рассказала об эксперименте по введению ПДО в Верхней Пышме, о работе Муниципального опорного центра и о том, как новую систему приняли педагоги и родители.

Татьяна Владимировна, как долго Верхняя Пышма находится в эксперименте по введению ПДО?

К началу весны будет год, как мы находимся в этом эксперименте. Вступили, когда появилось предложение к муниципалитетам от Министерства образования попробовать эту систему.

Спустя год как бы вы оценили систему?

Я думаю, 50 на 50. Мы понимаем дальние цели, которые преследуются экспериментом: чтобы все учреждения образования были конкурентоспособны, чтобы учет детей был не двойной, не тройной, как раньше, и мы понимали, сколько детей на сегодняшний момент у нас действительно посещают учреждения дополнительного образования. Но что касается пути, по которому мы сейчас идем, — пока это достаточно сложно. Потому что приходится менять нормативную базу на уровне муниципалитета, на уровне Управления образования, на уровне учреждений допобразования. Идет достаточно серьезная организационная работа. Поэтому и необходимо было создать Муниципальный опорный центр так, как это сделано у нас в Верхней Пышме. Это отдельное структурное подразделение нашего Центра образования и профессиональной ориентации. У нас есть такое учреждение допобразования, и на их базе был создан МОЦ, который на себя взял львиную долю всех этих мероприятий, действий, организационных вопросов. У нас хорошо получилось проработать с администрацией: на функционирование этого опорного центра нам были выделены и средства, и отдельные ставки.

Сколько сотрудников в Муниципальном опорном центре?

На сегодняшний момент там 4 человека — руководитель и 3 специалиста, которые занимаются непосредственным приемом документов, работой с родителями, информационной работой по учреждениям. Они руководят учреждениями, которые находятся в эксперименте. Потому что там необходимы определённые инструкции: как подготовить программу, как ее внести в Навигатор, какой статус этой программе присвоить. Т.е. в их руках и организационная, и финансовая работа (перечисление средств), и работа с родителями, и работа с учреждениями, которые вступают постепенно в эксперимент.

Сколько выделено средств на содержание МОЦ?

Порядка 10 млн р. в год, может быть, чуть больше, чуть меньше. Это заработная плата, функционирование, все необходимое содержание, потому что они находятся в помещении учреждения.

Что бы вы посоветовали муниципалитетам по поводу организации МОЦ?

Я считаю, что Муниципальный опорный центр, естественно, должен быть. Это одно из условий вхождения в эксперимент и его реализации. И это должен быть отдельный либо орган, либо учреждение, и это должны быть отдельные люди. Т.е. не так, что мы кого-то дополнительно нагрузили, и он наряду с выполнением своих обязанностей основных, что-то еще поделывает в этом направлении. Как правило, это не будет эффективно. Это должны быть люди, которые просто этим живут, которые в это вникли, которые понимают всю процедуру, не позволят ошибиться. Можно создать МОЦ при учреждении, при Управлении образования — кому как удобно. Каждый на своей территории посмотрит, какие есть возможности. У нас вариант такой, что учреждение допобразования само по себе и стало МОЦ, т.е. на их базе такой центр создан. Это отдельные специалисты, это не те же самые люди, которые тут же работают и ведут какие-то кружки. Т.е. они только этим занимаются. Поэтому у них есть возможность помочь людям, поговорить, в любое время выйти в учреждение, провести там какую-то работу.

Сколько сертификатов было выдано?

На сегодняшний момент у нас выдано 8176 сертификатов, из них мы активировали большинство — 7192. Понятно, что есть сертификаты учета — это сертификаты, которые просто учитывают, что ребенок занимается в дополнительном образовании. 3620 детей у нас полностью охвачены платными сертификатами, мы их принимаем по этим сертификатам, они работают, они на сегодняшний момент принесены родителями в образовательное учреждение.

Какой номинал сертификата в Верхней Пышме? Как он рассчитывался?

На сегодняшний момент первоначально нами был установлен сертификат в 18600 р. Сейчас мы пришли к тому, что он чуть уменьшился и будет 15600 р. Это связано с тем, что мы искали разные оптимальные варианты учета всех затрат. Изначально были внесены у нас не только з/п тех педагогов, которые работают, но и коммунальные услуги. Потом мы решили, что коммунальные услуги и какие-то подробности обслуживающего характера скорей всего не должны быть в этом сертификате. Потому что все равно учреждение муниципальное, оно так и так финансируется из муниципалитета, и содержание в любом случае будет. Поэтому мы исключили эти затраты из сертификата, и он получился чуть меньше.

Мы получили согласование в нашем Региональном центре. Я считаю, что конкуренцию в учреждениях допобразования создают педагоги. Поэтому педагог должен получить и денежную мотивацию. Чем больше сертификатов к тебе пришло, тем больше будет твоя зарплата и тем больше будет заинтересованность у родителей. Ты сможешь набрать не одну группу, а две. Поэтому мы и включили на сегодняшний момент в сертификат только то, что касается з/п педагога, з/п руководителей, т.к. они тоже должны быть заинтересованы. Плюс какая-то небольшая часть — затраты на материально-техническое оснащение, для того чтобы можно было те же краски, те же кисти закупить для кружка рисования.

На сколько кружков для ребёнка хватает этой суммы?

Ребенок может на этот сертификат выбрать две программы, но все зависит от цены программы, которую выбирают родители и ребенок. Есть программы «дешевые», т.е. те, где не нужно особых затрат. Тогда ребёнок может покрыть сертификатом две программы. Есть программы предпрофессиональные, которые стоят дороже. Поэтому иногда может получиться так, что этого сертификата и не хватит полностью. Родителям придется либо доплатить за эту программу, либо как-то порешать вопрос. Эта информация достаточно сложно дается для понимания родителям, поэтому приходится с ними общаться. Специалисты МОЦ в том числе и эту функцию на себя берут, рассказывая родителям, как и куда можно пойти, какие могут быть вариации с этим сертификатом, как его можно использовать. Поэтому тут все индивидуально, зависит от того, что выбирают родители и чего хочет ребенок.

Какое у вас соотношение программ по сертификату и бесплатных?

Если взять одно учреждение — Дом детского творчества — примерно 70% на 30%. Т.е. 30 % — это те программы, которые на сегодняшний момент участвуют в эксперименте. 70% — программы, которые пока существуют по старой системе. Пока мы апробируем новую систему. Постепенно будем понимать, какие программы возможно уже перевести на сертификаты, и будем их переводить. Мы же должны прийти к тому, что любая программа должна быть по сертификату, в том числе платному. И сколько сертификатов выдали, сколько сертификатов ребенок принес в это учреждение, столько программ существует, на столько и работает учреждение. Поэтому мы сейчас будем смотреть, какие программы удобней, какие более востребованы, стоит или не стоит брать дорогие программы, в зависимости от номинала. Сейчас как раз та работа, анализ, который мы делаем практически раз в полугодие. На следующий год у нас появились варианты, что мы, например, берем отдельные маленькие программы, не берем пока многогодичные. С ними пока достаточно сложно. Предвосхитить — придет ребенок на второй год обучения или нет. Пока удобно и возможно брать небольшие социально-значимые годичные программы, чтобы ребята могли позаниматься.

Предприниматели вступили в систему?

На сегодняшний момент пока нет, потому что им всем необходимо получить лицензию. Как только они ее получат, они будут иметь на это право. Скорей всего это произойдет, когда система заработает в полную силу. На сегодняшний момент у нас только два учреждения, которые принимают платные сертификаты. Пробуют отработать систему, все сложные вопросы, связанные с финансами, бухгалтерией и т.д. На следующий год мы планируем еще два учреждения подключить, немного расшириться, посмотреть, как у нас это получится. Коммерческие структуры, я думаю, подключатся, когда у них появится лицензия и когда система заработает полностью, т.е. с того момента, когда будет сказано — все переходят полностью на платные сертификаты. Это итог, к которому мы маленькими шагами идем.

Введение сертификатов изменило ландшафт допобразования?

На сегодняшний момент анализа такого пока нет, потому что мы вынуждены были взять те программы, которые возможно было сертификатами освоить, а не то, что нам хотелось. Потому что все-таки это эксперимент. Положительный момент видим в том, что прежде чем программа попадает в Навигатор, она обязательно проверяется Региональным модельным центром. И это такой большой толчок дало к тому, чтобы навести порядок, чтобы наши педагоги понимали: программа — это цели, задачи, определенные требования, это не просто план занятий по макраме, а документ, который должен быть сделан как положено. Загоняя программы в Навигатор, мы получили возможность такой методической помощи, чтобы наши программы соответствовали требованиям, чтобы были как положено оформлены.

Как педагоги адаптируются к системе?

Все новшества — это всегда очень сложно. Тем более педагоги — это люди, которые любят стабильность, стандартность, чтобы было все одинаково, понятно. На сегодняшний момент мы начинаем приучать их к тому, что они должны быть конкурентоспособны. Мы понимаем, что в итоге если на программу никто не пришел и никто не принес сертификаты, то педагог остается без работы. Т.е. программа не востребована, не интересна нашим детям, родителям. И это тоже определенный толчок к тому, чтобы педагоги сейчас просматривали свое развитие на будущее. А будет ли моя программа интересна. Придут ли на нее ребята? В тренде ли она, дает ли что-то или это просто архаичная какая-то система? Это дает толчок педагогам к тому, чтобы они методически совершенствовались. А это сложно иногда бывает, потому что человек уже устоялся, он понимает, что он это умеет делать, он из года в год это делал, и какие-то перемены достаточно сложно даются. Но выхода нет на сегодняшний момент. В любом случае мы должны успевать за этим развивающимся миром, за этими экспериментами, которые приходят. С педагогами ведется разъяснительная работа. Сотрудники МОЦ выходят в образовательные учреждения, рассказывают, как нужно разработать программу, чтоб она прошла согласование и попала в Навигатор, как нужно поработать с родителями, чтобы вызвать интерес к своей программе. В любом случае, какой бы трудный эксперимент не был, у него есть положительные стороны — это импульс к следующему шагу, к тому, что мы адаптируемся к современным условиям и находимся на плаву.

Как вы работали с родителями?

С родителями тоже достаточно сложно. К сожалению, родители у нас инертны. Они привыкли к системе — написала заявление мама в школьную секцию волейбола, ребенок это заявление отнес и в секцию ходит. А сейчас, если семья планирует использовать сертификат, значит, нужно продумать на семейном совете, какие программы и какое направление интересны для развития ребенка. Затем прийти в наш МОЦ, принести документы, написать заявление, активировать и получить сертификат, принести его в школу. Это достаточно большая ответственность для родителей, к сожалению. Они не всегда бывают активны. Как правило, все новое вызывает негатив. Мы сразу им говорили — у вас есть помощники. МОЦ — это те люди, которые вам подскажут все. Ваша задача только встать и прийти. Собраться с мыслями, порешать с ребенком, что вы хотите и туда прийти. Вам покажут, вас пригласят, с вами поработают за компьютером, т.к. там у нас созданы рабочие места. Если родители смогут, они, используя рабочее место в МОЦ, сделают это все сами. Если не так хорошо владеют интернетом, то рядом будет человек, который поможет. Нам было проще в том, что мы знали на кого это, грубо говоря, спихнуть. У нас есть такой центр, в котором специалисты все подскажут.

Что самое важное можете сказать родителям о сертификатах?

Надо участвовать, надо принимать новое. Трудности пройдут, их можно преодолеть. Их можно переждать, пережить. Но это приведет к тому, что для вас это будет подспорье, просчитанное, спланированное. В будущем, когда эта вся система заработает, родители будут иметь возможность спокойно использовать эти сертификаты, эти деньги, которые дает государство. Они смогут воспользоваться сертификатом не только в муниципальных учреждениях, но и в платных, если у них есть лицензия. Это можно сделать и в развивающих центрах, куда дети приходят заниматься языком, готовиться к ЕГЭ. Если эта система заработает, все ненужное отпадет. Останется только самое лучшее, самое востребованное, самое конкурентное, поэтому родители в этой ситуации получат самое лучшее для своих детей. То, что действительно живет, развивается, то, что востребовано. То, что потом имеет продолжение, когда ребенок, получив какие-то навыки, легче справляется со школьной программой, выбирает себе профессию в будущем, какие-то преференции получает, например, в виде побед на олимпиадах, в конкурсах и т.д.

Что бы вы посоветовали себе год назад, исходя из опыта?

Не бояться вступать в эксперимент, не нервничать, потому что мы воспринимали это достаточно сложно. Были у нас такие эмоциональные совещания на уровне Регионального центра, и выезжали к нам сюда. Казалось, что пришло то, что разрушит допобразование окончательно. Я бы посоветовала собраться и просто-напросто это все постепенно потихоньку изучить. Тем более что педагоги такой народ, который все время занимается самообразованием. Без этого просто невозможно, стоять на месте нельзя. Поэтому не бояться вступать, разбираться. Мы шишек набили очень много, были у нас и неприятности, общение с родителями и с педагогами. Но все равно в любом случае это все преодолимо. Думаю, что и разработчики этой системы какие-то выводы для себя делают, потому что мы всегда общаемся и отчитываемся. Что-то, может быть, будет изменяться, систематизироваться по-другому, но тем не менее — это какое-то определенное движение вперед.


×
Прокрутка наверх